Грех и наказание в произведении «Евгений Онегин» Пушкина
Библейско-богословский институт
св. апостола Андрея
Очная форма обучения
Третий курс
Р Е Ф Е Р А Т
По курсу:
Русская литература
На тему:
Грех и наказание в произведении «Евгений Онегин» Пушкина
Студентка: Дедюхина Елена Андреевна
Преподаватель: Багратион-Мухранелли Ирина Леонидовна
М о с к в а
2007 год
№ С о д е р ж а н и е Стр.
1 Введение 3 – 5
2 Особенности главных героев 6 - 11
3 Евангельский календарь пушкинского «Онегина» 12 -13
4 Дуэль 14 - 18
5 Заключение 19
6 Источники 20
7 Библиография 21
Введение
Библейская традиция сообщает о заповедях ниспосланных Всевышним через Его пророков, соблюдая которые возможно постигнуть Божественные тайны и стать благочестивым человеком, оставить добрую память потомкам. В богословской традиции различаются естественные добродетели – внешние, применяемые в повседневной жизни: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, смирение, любовь. Одновременно существуют сверхъестественные добродетели: вера, надежда и любовь. «Ныне же пребывают вера, надежда, любовь – три сия» (1 Кор. 13, 13). Но любовь из них большая – в будущем веке всё, во что мы верили, мы увидим воочию, всё, на что надеялись – станет реальностью, и останется одна всепоглощающая любовь – наша к Богу и друг к другу.
Грех это: чревообъедение: объядение, пьянство, лакомство, невоздержание; любодеяние: блудное ощущение, услаждение нечистыми помыслами; сребролюбие: любовь к деньгам, к имуществу, желание обогатиться; гнев: вспыльчивость, желание отомстить, памятозлобие, ненависть, осуждение; печаль: огорчение, тоска, отсутствие веры в Бога; уныние, отчаяние; тщеславие и гордость: презрение ближнего, дерзость, насмешничество, потеря простоты и смирения.
Всё это – страсти. Вот что говорит о них пророк Исаийя: «От ног до головы нет от них целости; ни струп, не язва, не рана палящая; ни пластыря приложить, ни елея возлить, не обвязать (Ис. 1, 6). Это и есть духовная смерть (Быт. 2, 17).
Мы должны каяться в грехах. Для покаяния требуется: сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Покаяние не только словом, но и делом. Исправление – новая жизнь. Сокрушение и слёзы способствуют обретению веры в прощение грехов. Грехи сокращают нашу жизнь, а борьба с грехами привлекает благодать Божию.
Многое сказано о грехе в богословской литературе. Смертными грехами считаются: гордость, жадность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и лень. Одновременно, согласно отцу Игнатию Брянчанинову, существуют множество видов мытарств 1, например мытарство лени, лжи, сребролюбия, лихвы и т.д. Одним из земных грехов является отчаяние, когда человек утратил веру в Бога и не имеет возможность исполниться любовью к Создателю и всем Его творениям без исключения. Также, серьёзным нарушением Божественного закона является неверие, прелюбодеяние, гордыня, зависть, убийство, неуважительное отношение к старшим. В молитве, которую читает моя семья вместе с «Отче наш» и «Молитвой Оптинских старцев» упоминается следующее: «Господи, прости мне, моим близким, друзьям и недругам нарушения высших законов и грехи выраженные: в обидах на Тебя, на себя, на окружающий мир, уныние и не желание жить, кумирство способностей, интеллекта, идеалов, материальных и духовных ценностей, осуждение людей не совершенных и моральных уродов, все другие нарушения высших законов» 2. Все греховные наклонности являются следствием присутствия агрессии в душе, а не любви. Необходимо уметь направить жизненные силы по верному пути, не дожидаясь результата, воспитывать способность праведной жизни на подсознательном уровне.
Пушкин в своём творчестве пытается затронуть тему греха и наказания. Главные герои произведения «Евгений Онегин», а именно: Евгений Онегин, Владимир Ленский, Ольга, Татьяна – безусловно, прекрасные образы, но одновременно жертвы пагубного влияния тёмных сил, сбивающих героев с истинного и правильного пути. Это препятствия для личности, стремящейся к достижению гармонии в душе и единства с Творцом. В некоторые периоды жизни, под влиянием окружающего общества, особенностей характера, настроения, воспитания, привычек и способностей, выявляются те или иные стороны мировоззрения человека. Субъект бытия подвергается испытаниям, при правильном их восприятии и прохождении происходит прогрессивное развитие личности.
Герои произведения изображены очень реалистично. Пушкин затрагивает проблемы, волнующие человечество со времён Адама и Евы и остающиеся актуальными на сегодняшний день. На страницах романа прослеживается путь эволюционного становления личности Евгения, сумевшего справиться с гордыней, зародив в своём сердце искреннюю любовь, и, в некотором смысле, «деградация» чувств некогда пылко и беззаветно влюблённой Татьяны, представляющейся тщеславной холодной дамой в конце произведения.
Пушкин в своём произведении высказывает пророческие слова касательно судьбы Российского общества и своей собственной. Некоего единства в многообразии. Реалистические тенденции время от времени дополняются яркими мотивами, аллегорическими приёмами, сохранившимися от поэтов – сентименталистов. «Произведение «Евгений Онегин» - первый образец русского реалистического социально-бытового романа, в котором многосторонне отражено русское общество 10-20 годов XIX века. Для него характерны глубина раскрытия типических характеров в их эволюции, полнота изображений широкой картины русской действительности: Москва, Петербург, деревня, поместный быт, представители разных общественных сословий – от столичного до провинциального дворянства» 3. Книга – «энциклопедия русской жизни» и это совершенно верно, что большая часть произведения в школе заучивается наизусть и знакома великому множеству людей в России и за рубежом. Это истинно народное произведение, предлагающее на суд зрителя авторское понимание нравственных и эстетических идеалов. Изображая наиболее яркие и поучительные события, автор становится учителем, преподающим урок мудрости и благочестия, раскрывает истинную картину эпохи и русского национального духа, сложившегося к первой половине девятнадцатого века. Нередко герои поддаются искушениям и встают на путь греха и, следственно, неминуемого разоблачения и даже смерти, но для читателя образы героев произведения становятся назидательным примером, благодаря которому выстраиваются жизненные приоритеты. Можно надеяться, что ошибки героев, представленные на страницах книги не совершатся в реальной жизни, но положительные качества обязательно найдут применение и станут достоянием общественности; закодированные в героях символы станут очевидны и восторжествует всеобъемлющая, всепрощающая, всемогущая любовь, а также добро, дружба, вера, смирение и покаяние.
Грех становится неотъемлемой частью жизни человека стремящегося в пропасть, которую отцы Церкви называют адом. Греховное мироощущение накапливается не одним, а многими поколениями. Казалось бы, всегда существует оправдание тому или иному поступку, однако, подобная преступная неаккуратность «капля за каплей» подталкивает человечество к гибели. Создание идеального общества находится в руках каждого отдельного индивидуума. Необходимо сознательное отношение к жизни. Ощущать себя неким «категорическим императивом», примером для последующих поколений, человеком от которого полностью зависит осознание прошлого, ощущение настоящего и создание будущего – есть истинный смысл благочестия. Человек – лишь мельчайшая частичка во Вселенной и для Создателя не составляет труда вознести его на пьедестал почёта или низвергнуть ниц. Выживает сильнейший, это верно, однако чувство справедливости предлагает задуматься над тем, является ли счастье необходимым и окончательным итогом, когда существует «слезинка хотя бы одного живого существа» на земле или когда успех достигается с помощью уничижения ближнего.
Главным нарушением Божественного Закона является первородный грех. Всевышний разрешил первому человеку, создав ему спутницу, наслаждаться Раем, предоставив один единственный Закон. В поиске этого Закона многие поколения богословов создали множество произведений, собирались Соборы, вводились ограничения на то, что способно принести человеку наибольший вред. Грех – это в первую очередь нарушение Воли Бога, а пост, ограничение, воздержание – есть действительный смысл развития, долголетия и процветания.
Пушкин является интереснейшим представителем эпохи «царской России». В 20-х годах XIX века образованная интеллигенция очень волновалась за судьбу Империи. Создавались тайные общества и кружки на заседании которых практиковались вольнолюбивые разговоры, осуществлялись попытки продолжить традицию декабристов, нелегально распространялись стихи, обсуждалась возможность предоставить волю всему русскому народу. Заседания проходили тайно, обычно в вечернее время. Позднее, в 30-х годах, Пушкин работает в журнале «Современник» и старается обнародовать свою точку зрения, но часто встречается с непреступной стеной цензурного комитета, нередко извлекающего из произведения особенно важные части, существенно искажая смысл послания поэта. Такова и судьба «Евгения Онегина», не единожды редактируемого и претерпевшего неисчислимое количество дополнений и изменений. Восстанавливая этапы создания произведения великие филологи знакомятся с рукописями и рабочими тетрадями Пушкина, анализируют «Летописи жизни и творчества Пушкина», хронику жизни поэта. Интересным представляется сопоставление времени создания той или иной главы романа Пушкина с вехой в жизни автора.
«Евгений Онегин» создаётся преимущественно во время пребывания Пушкина в Одессе и возвращения в Петербург. Это 1823-31 годы. В Одессе Пушкин поглощён платонической любовью к супруге одного известного человека и создаёт «Цыган» и «Евгения», другие творения. Во время создания «Онегина» постепенно складывается судьба Пушкина. Познав все тайны преступной любви Пушкин удаляется в Петербург, где на светском балу происходит знакомство с Натальей Николаевной, обворожительной музой поэта, способной вдохновлять и обезоруживать гения. Будучи верной помощницей Пушкина Гончарова благодарно исполнила свой долг перед мужем родив четырёх прекрасных детей, брала на себя обязанности за усадебным хозяйством, редакционно-печатной деятельностью Пушкина.
Особенности главных героев произведения.
Евгений представляется абсолютно одиноким, отвергнутым обществом человеком. Отсутствие дела в жизни – основной недостаток героя. Он критичен к миру, разочарован действительностью. Вернувшись из Европы, герой осознаёт, что потерял всех родственников, а именно папу и дядю. Однако, Евгений не чуть не озадачен случившимся. Складывается впечатление, что он наслаждается своим одиночеством, рад, что не пришлось испытать бремя забот о больном родственнике и спешит на встречу новым приключениям.. Пушкин создаёт образ своего героя, совершенно не упоминая о представительницах женского пола в семье Евгения. Предопределяя тем самым непреклонный и мужественный характер героя, однако - карьериста, чуждого идеи сочувствия, сострадания, уважения интересов других люде. Отчуждённость от общества, вероятно, - особенность характера, передающаяся в семье Евгения из поколения в поколение. Евгений – «витающий в облаках» юноша, погружённый в «книжную реальности» и из-за этого обречённый на непонимание. Идеализация способностей становятся кумиром для героя, нарушается заповедь Христа: «Не сотвори себе кумира». Стремление к успеху в делах и материальным благам, как то – интеллект, слава, богатство, вытесняет в нём главное назначение человека – любить Бога и все его творения без исключения.
Время, в которое Пушкин создаёт «Евгения Онегина», характеризуется открытыми международными отношениями России. Участники политических движений, поклявшись в верности России иммигрируют за границу. Происходит активный обмен опытом между странами, укрепляются главные столицы – Петербург и Москва. Жертвой данному прогрессивному начинанию становится человек, «чужой среди своих», вынужденный жить нелёгкой и деятельной жизнью. Евгений не европеец, но уже не русский. «В экспозиции романа, Онегин - человек, разочарованный в традиционных романтических представлениях (в природе, любви), но не предавший возвышенных идеалов, которые живут в глубине души» 4. Герой реализует свой характер в сфере любви и дружбы, а его разочарование высшим обществом ощущает абсолютное разочарование жизнью. Вольная грамота дворянству Александр Ι создаёт в 1801 году. В этом вопросе Европа опережает Россию практически на столетие. Инновации и стремление к самобытности российского общества определяет характер нового человека, немного чуждого русской ментальности и отстранённого от действительности в стремлении изменить мир к сознательному и прогрессивному деятельному правопорядку. Пушкин изображает Евгения, разобщённым как с людьми отсталых кругов, которых он превосходит образованностью и прогрессивностью, так и с людьми светскими. В поведении Онегина наблюдается отчаяние – один из смертных грехов.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал
XIV, 213
Евгений «сумел выжечь из своего сердца себялюбие, оттого он чужой и лишний в этом мире собственников, глупцов и карьеристов» 5, однако в его характере существует нечто, способное убить любовь, дружбу, человека. Евгении, как любой человек греховен, но виной этому служит в равной степени его собственный характер и поведение окружающего его общества. Герой, с одной стороны, демонстрирует - несдержанность, способность к осуждению, стремление изменить общество насильственными методами – это касается его отношений с Ленским; с другой стороны - безразличие, лень, отсутствие любви, не способность увидеть любовь, ответить на искренние чувства - это относится к его отношению к Татьяне. Жизнь коротка и время драгоценно как будто говорит нам автор богословского послания и, одновременно, Пушкин в контекстуальном пространстве произведения. Вероятно, у Евгения были дела важнее, чем любовь. Прямой, немного некорректный отказ героя не заключает в сущности никаких объяснений. Положение человека убившего любовь - горестно и незавидно. Тот, кто обрёк человека на гибель, сам обречён на неминуемую смерть.
Любовь чувственная, переполненная дружеских нот, немного плотская и материнская заключена в душе Татьяны. Это голос, рождённый изнутри и следствие восприятия всего окружающего её многообразия. Пушкин придаёт особенную значимость влюблённости Тани. Она готовится к любви долгое время и решительна в своём начинании. Появлением «песней девушек», в конце третьей главы, придаёт признанию Татьяны характер серьёзный и влияющий на судьбу окружающих. Данное фольклорное дополнение можно также истолковать стремлением автора создать общество влюблённой девушке, отразить мировоззрение жительниц деревни. Драматизм положения Татьяны заключается в «её одиночестве, в вынужденной бездеятельности, невозможности найти счастье и смысл жизни в высокой любви» 6. Её образ полон любви. Это открытая и доверчивая девушка, простая, способная признаться в своих чувствах, открыться возлюбленному. Со временем образ Тани Лариной наполняется отчаянием, гордостью, «грустно-элегическим» настроением, отрицательной нравственной позицией. Евгений решиться ответить на любовь Татьяны, но не в деревне, а позднее, в Петербурге. Это будет искреннее стремление приклонить голову, поговорить, поделиться своими настроениями и найти спутницу для светских развлечений. Однако «светская львица», замужняя Татьяна, не сумевшая сохранить верность своей любви и дождаться этого часа, отвечает отказом. Она вспоминает, что её гордость задета. Её слова – отказ Онегину исполнены мести за оскорбленное достоинство:
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
XLII, 333
Вот что может произойти с чувствами юной девушки, не дождавшейся своего возлюбленного, которая перешагнула через себя, совершила насилие над своей личностью, согласившись на замужество с, вероятно, нелюбимым, но уважаемым человеком. Ситуацию можно трактовать по-разному. С одной стороны Таня Ларина права в том, что не стала неволить сердце Евгения и добиваться его любви, но с другой стороны, она не приложила усилий к искоренению холодности в его душе, получив удар судьбы и испытание отказалась от роли аскетической и монашеской отстранённости, а лишь сама стала жертвой гордыни, величайшего из пороков. Интересно отметить, что святостью в христианстве принято считать способность к бесконечному терпению, высшей степени веры и верности. Результат «прогрессивного» становления личности Татьяны – сцена свидания с Онегиным, во время которой Таня искушаема, полна сомнения, вынуждена защищать честь, положение в обществе. Несомненно, что решительный отказ лучшее из того, что могло произойти.
Мотив безответной любви в произведении можно сравнить с образом Российской Империи. Страна стремится вперёд, пытается осознать своё собственное предназначение и решается на жертву ради светлого будущего. Настроения в России, связанные с судьбой декабристов, казнённых императором, серьёзно тревожили Пушкина. Конфликт между Евгением и Татьяной, а также ссора Онегина с Ленским и дуэль, отражает беспокойство Пушкина. У этих людей, которым Пушкин в жизни уделяет отдельное внимание, возможно из-за особенностей собственного непримиримого, неуступчивого и яркого характера, существует точка зрения на происходящее в стране. Однако, благодаря строгому и негуманному правительству декабристы не имеют право голоса, изгнаны, обречены на смерть. Похожая ситуация сложилась в России во времена правления патриарха Никона, когда старообрядцы – мыслящая часть общества создаёт альтернативную власть, пытается обратить внимание людей к истокам веры, праведности. Они не поняты, опережая время, обременённые знанием, вынуждены сражаются за справедливость. «Декабристский идеал человека выковывался в трудной борьбе, исполненной героического желания хоть гибелью своей послужить счастью народа. Этот идеал был близок и дорог Пушкину» 7. Однако мученическая смерть – это крайняя мера, абсолютное признание собственного бессилия и не является выходом из сложившейся ситуации. Пережить создавшееся обстоятельство, понять истоки недоразумения, исполниться верой, терпением, смирением и любовью к Создателю – вот истинный урок. Императору необходимо было создать условия для «работы над ошибками» этим непокорным людям. Созидать всегда труднее, чем разрушать.
Ленский не «затронут хладным дыханием света», он сохранил молодость души, ему близки наивные идеалы романтиков. Он уходит от реальной действительности сначала на второй план, а потом, «благодаря стечению обстоятельств», совсем из жизни. Он охвачен гневом и неверием, когда Онегин шуточным образом пытается ухаживать за Ольгой на именинах у Тани. Высокие идеалы Ленского, иллюзорный мир в котором он живёт, не предоставляют ему возможности сражаться за свою любовь. Пушкин показывает неизбежность крушения романтических идеалов при столкновении с жизнью. Это философско-мечтательная созерцательность, отчуждённость от прагматизма. Стремление Ленского к независимости выражается в его своеобразной борьбе с устоями патриархального общества. «Критика отвлечённости характера Ленского, его чуждости действительности носит ярко выраженный публицистический характер: она направлена против философии идеализма, которая в 40-е годы использовалась либерально-дворянской общественной мыслью, как прикрытие общественной бездеятельности и индифферентности». Ослеплённые земными благами, эти самодовольные мещане не способны разглядеть истинный смысл происходящего и становятся закоренелыми материалистами или беспочвенными мистиками и мечтателями, не способными к жизни, деятельной и альтруистической, доверчивые и болтливые, несерьёзные, создающие воздушные замки и требующие многое взамен своего праздного существования» 8. Когда Владимир влюбляется в младшую, а не старшую сестру, то нарушает иерархическое единство семьи Лариных. Конечно, сердцу не прикажешь, но Пушкин (Онегин) безусловно замечают эту деталь.
Неужто ты влюблён в меньшую?
А что? – Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты – поэт.
Противоборство и соперничество старшего поколения с младшим – это вечный вопрос. Начиная со времён Каина и Авеля, Исаака и Исава, Лия и Рахиль, Сара и Агарь сражавшихся друг с другом за право первородства и старшинства, и до сегодняшних дней, эта совершенно закономерная борьба за независимость «из статуса нравственного наставления» и дружественной игры нередко превращается в суровое и беспощадное соперничество. Пушкин представляет Ленского поэтом. Данное призвание обязывает к совершению ответственных поступков. Владимиру предназначена особенно важная роль в произведении. Он с детства наблюдает отношения сестёр Лариных, активно участвует в их судьбе. Его душа и сердце избирает младшую сестру – Ольгу. Возможно с ней ему общаться легче, а, может быть, характер Татьяны настолько силён и независим…
После сцены на именинах у Татьяны, Владимир переполнен ревностью и злобой, чувством мести. Он ослеплён желанием защитить Ольгу от насмешника Евгения. Однако, отстранившись от основного текста произведения позволим себе философски размыслить над рассуждениями Ленского, готовившегося к дуэли. Обратимся к основному тексту произведения и к Михайловской тетради Пушкина, частично уничтоженной 3-4 сентября 1826 года и сохранившейся благодаря другу поэта Одоевскому В.Ф. и опубликованной в 1887 году Гротом Я.К. В рукописях содержатся пропущенные строфы XV-XVI шестой главы. Из контекста строф становится ясным, что молодой человек отрекается от преступной и пустой любви, признаёт греховность, отказывается повторять ошибки и старается избавиться мучающих его страстей. Вероятно, Владимир не желает ссоры с другом и сомневается в правильности избранного пути. Однажды отрекшись от Татьяны он отрекается от любви Ольги.
Я не хочу пустой укорой И вновь задумчивый, унылый
Могилы возмущать покой Пред милой Ольгою своей,
Тебя уж нет, о ты, которой Владимир не имеет силы
Я в бурях жизни молодой Вчерашний день напомнить ей;
Обязан опытом ужасным Он мыслит: «Буду ей спаситель…
И рая мигом сладострастным 9. С приятелем стреляюсь я.
Михайловская тетрадь XV, XVI XV, XVI, XVII
Испытанные Владимиром муки ревности, представленные в шестой главе, последующая дуэль – результат личной трагедии Пушкина. В 1826 году Александр Сергеевич получает известие о казни декабристов, произошедшее 24 июля и о смерти бывшей возлюбленной Амалии Ризнич в Одессе – 25 июля. Уже пятая глава, в первой части которой представлен ужасный и языческий сон Татьяны, а во второй - бал в честь именинницы, на котором она получает сильнейший удар – предательство сестры, любимого человека, подведение итогов жизни Ленского, - сигнализирует о беспокойствах в душе поэта, его пророческой миссии в создании произведения. Вторая часть шестой глава, вероятно созданная раннее второй части пятой и первой части шестой, содержала вышеуказанный пассаж молодого человека (Евгения), а вторая часть шестой главы – возможные итоги жизненной судьбы Ленского, если бы он не погиб на дуэли – «уча людей, мороча братий при громе плесков и проклятий». Таким образом, размышление о Ленском замещены автором именинами Татьяны и дуэлью. Таково отражение положения дел в Российском обществе.
Онегин изменился под влиянием любви к Татьяне. Татьяна стала более разборчива в чувствах. Ленский от любви пострадал, а Ольга «нашла счастье на стороне». Автор произведения в начале романа представляется другом Онегина и Ленского. Он знает их как самого себя. Они живут по соседству. События их жизни искренне тревожат автора. Это часть его бытия на которое он способен оказать влияние. Это плод воображения Пушкина. С уважением упоминается Татьяна, однако Ольга – глупый и ветряный ребёнок. Ольга в романе играет второстепенную, но очень значительную роль. Её образ создаёт ощущение ветрености и легкомысленности женского пола. Она – «юная Ундина, которой ещё не вдохнули душу», способная на полное безрассудство, - как скажут позднее о Наталье Николаевной Пушкине, поддавшейся искушениям Геккерна и Дантеса. Во многих ситуациях, происходящих с мужчиной виновата женщина. Называясь невестой Ленского, «по существу, относилась к нему не слишком глубоко, а, как выясняется из дальнейшего, прямо легкомысленно, да и достаточно равнодушно» 10. Готовая расстаться со своим возлюбленным из-за мимолётного ухаживания Евгения Онегина, Ольга лишается не только своего жениха, и, в сущности, отчего дома. Вскоре после дуэли Ольга выходит замуж за офицера-улана и навсегда покидает отчий дом и сестру. Обращаясь к бессознательности, невнимательности и отсутствии искренней любви в душе Ольги, по сути спасающего её от более страшного греха, а именно упоминающегося ранее отсутствия уважения к старшему поколению, которое на сегодняшний день сохраняется, вероятно, только в семьях ортодоксального вероисповедания. Мне приходилось наблюдать, когда младшей дочери одной китайской семьи преподнесли подарок. Она, не оставив его себе, передала старшей. Сравнив данную историю с пушкинским повествованием о кавалерах девушек можно поразиться терпением Татьяны и бесчестием Ольги. Стремление к новому, жажда первенства, гордость, распутство способно прогрессировать в человеке, привести его к отказу от своей религии – того, во что он верит, от своего Бога, наслаждаться своим безобразием и оглупеть от счастья. Образ Ольги оттеняет в качестве контраста образ её старшей сестры - Татьяны. То, что в старшей сестре находится в качестве греха в завуалированной форме, в Ольге преподнесено уже в смертельно опасном виде. Цикличность и закономерность событий даёт возможность предположить, что с новым избранником Ольги произошло то же , что и с Владимиром, так как, во-первых, он – военный и относится к «группе риска», а во, вторых, - женщина играет очень важную роль в судьбе возлюбленного. И несомненно, что именно Ольга отчасти является виновницей того, что произошло с Ленским. Остаётся надеяться, что офицер-улан обладает сильным характером, и сумел перевоспитать Ольгу. О ветрености Ольги, той памяти, которую она оставила в деревне Пушкин замечает устами мечтательной молодой горожанки, посетившей могилу Ленского:
Что-то с Ольгой стало?
В ней сердце долго ли страдало,
Иль скоро слёз прошла пора?
И где теперь её сестра?
XLII, 291
Евангельский календарь пушкинского «Онегина»
Известно, что завершение романа «Евгений Онегин» для самого Пушкина закончилось женитьбой на Наталье Николаевне Гончаровой. Удачная судьба, постоянные путешествия из Петербурга в Москву, значительные связи в обществе, дуэли, непрекращающиеся разбирательства с Санкт-Петербургским Цензурным Комитетом касательно статей в его журнале «Современник» - вот основа новой жизни Пушкина. Всегда находится время для творчества. Точнее, поэт целиком посвящает себя творчеству, подобно «благородному мужу» преподносит наставления с помощью произведений, сохраняет и передаёт ниспосланное Свыше Откровение, анализирует опыт предков на листах бумаги. Пушкин – итог всего предшествующего и начало всего последующего. Роман «Евгений Онегин» - Библия для современников. Оставаясь истинным христианином, крещёным в раннем детстве, несознательном возрасте, Александр Сергеевич стремится передать уклад христианского общества в своём произведении. Он активный деятель культуры, продолжатель традиции.
В романе время рассчитано по календарю. «Каждая перемена в действии романа обозначается неким моментом перехода в ежегодном состоянии природы. Сопоставимые события представлены в одном и том же времени года. В романе представлены три бала и один светский раут. Все они происходят в разгар зимы – в январе: случайно ли это?» 11 Торжественность, празднование Рождества и Нового года составляет настроение русской зимы. Новые знакомства, встреча с родными, празднование именин Татьяны также случаются каждую зиму. Балы, несомненно, происходят в разгар зимы, до начала Великого Поста, который начинается приблизительно в середине февраля.
Письмо Татьяны к Онегину сопровождается обилием примет цветущего лета. День Аграфены Купальницы (23 июня) и следующий за ним день Ивана Купала считаются днями любви. Дни веселья, вплоть до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня), сливаются в русском сознании в один большой «выходной», включающий множество обрядовых действий, песен, танцев, гуляний. В эти дни открываются купания в реке, вплоть до Ильина дня (20 июля). Именно в это время, поддавшись настроению, витавшему в воздухе, Татьяна охвачена тоской любви. Своеобразным выражением ощущений героини становится её письмо к Онегину – «в определённом смысле языческий акт, связанный с переживаниями любви» 12.
В результате подобного же переживания бродящая без цели Татьяна «вдруг» оказалась возле дома уехавшего Онегина. Собственно, история в романе представлена подробно описанными событиями, происшедшими между двумя языческими состояниями героине, расположенными в 3 и 7 главах. Центрально-композиционный сюжет, вокруг которого сгруппированы остальные события действительно рассчитан по календарю. Реальные следствия всего происходящего в романе, единственно значимое событие, на которое необходимо обратить особенное внимание – это дуэль и смерть Ленского. Остальное – видимость происходящего. Это событие происходит 14 января.
«Если языческий акт Татьяны был отражением языческого мироощущения календарной Купальницы, то Онегинское письмо неприемлемо именно с календарной точки зрения. Время действия дано намёком, но намёк абсолютно прозрачен: в доме Татьяны он является ясным утром на Страстной Седьмицы перед Пасхой» 13. В это время все православные люди соблюдают строгий пост и воздерживаются от всяких греховных помыслов и тем более дел, а Евгений нашёл в себе смелость перевоплотиться в роли искусителя. Татьяна после слёз и страдания признаётся, что будет «век верна супругу». Начинается Светлое Воскресение и неминуемое обновление. Восхитительна благородная способность предстоять перед любыми невзгодами, даже перед самими собой, достойна благодарности и почитания. Восхищает талант автора, сумевшего раскрыть одну из тайн вселенной, при желании, свободно читающуюся в произведении. Это поучение, вероятно поведанное няней Ариной, о том, в какое время благоприятны и плодотворны любовные отношения. Это взаимная любовь, наполненная верой и усердием, уважительная, перед чётко рассчитанной по лунному и солнечному календарю, традицией.
Существование поста, покаяния, рождения и смерти являются объединяющими для всех религий. Пушкин, безупречно развитый человек, талантливо сочетает в своём творчестве мотивы, заимствованные из разных религий. Строгое соблюдение буквы Закона, характерное для многих героев романа, свойственно преимущественно для иудейской религии. Дуализм чёрного и белого начал, наблюдаемый в каждом созданном образе, - для зароастрийского культа. Достойно поклонению евангельское благородное мученичество. Кроме того, мотив исламского многожёнства и беспощадного отношения к неверному, представленный Пушкиным в образе главных героев. В произведении Пушкина заложено истинное бессмертие для всех людей, а особенно русских. Без его произведений сложнее воспринимался бы нами истинный смысл Священных Писаний, не существовали бы ,наверное, герои Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, Блока.
Дуэль.
Жизнь героев произведения заставляет задуматься о том, что существует что-то выше нас. Влияние извне, действие Высших сил и законов. Судьба бывает враждебной, беспощадной, жестокой, а иногда равнодушной, милосердной, щедрой, весёлой. Пушкин, ведомый Всевышним, берёт на себя роль творца судеб. В судьбе человека гармонично соединяются два начала – ведомое и деятельное, совершенных в гармоничном взаимодействии. Тема дуэли в произведении автобиографична. Пушкин был не только наблюдателем, но и участником многих дуэлей. Однако дуэли поэта редко доходили до выстрелов, а если и случалось стрельнуть, то в воздух или в сторону. Взрывчатость поэта, привлекающего к себе внимание, анекдотична. Едва выйдя из Лицея он, не поделив со своим родственником Ганнибалом П.И. невесту, вызывает его на дуэль. Это случилось в Михайловском и ссора закончилась через десять минут мировой и увеселениями. Оправдание пред Кюхельбекером из-за отсутствия ответного выстрела выглядит в крайней степени милым. После того, как Кюхельбекер промахнулся, Пушкин бросился его обнимать и кинул пистолет в снег. Выстрел, по словам Пушкина, не может состояться из-за того, что в ствол оружия попал снег.
Пушкину свойственен культ свободы, поиск событий, наполненных сюжетом и адреналином. До последней минуты готовый отстоять свою честь, он играет со своей судьбой, являясь законодателем моды и человеком, культурному примеру которого осознанно или нет следуют миллионы людей, знакомых с его творчеством. Это серьёзная и ответственная миссия. Исповедание свободы свойственно пушкинскому кругу в любви, общении, политике. Однако тема скорой и напрасной смерти человека становится не актуальной в кругах императорской России. Никто, кроме Высшей власти не в праве распоряжаться судьбой человека. Дуэли запрещены. И это верно. Созидающий человек подобен Богу, а разрушитель – творцу греха и зла. «Начало зла, положил высший ангел, который возгордился, перестал слушать Бога и стал Дьяволом» 14. Он решил, что равен Богу и имеет право на самостоятельную жизнь. Однако, этот падший ангел теперь находится вне творения Бога, вне его заботы и помощи. Что если каждый человек станет вершить суд. Нет надежды на сознательность и совершенство мировоззрения каждого отдельного индивидуума.
В произведение Пушкина «Выстрел» Сильвио говорит, что дуэль была модна и во времена его армейской службы и сейчас он не прочь сразиться. Повод к дуэли с графом едва обозначен автором. Истинная причина вражды – разность характеров, которые из-за непонимания готовы убить друг друга. Есть такая точка зрения, что человек ругается браными словами когда его переполняют эмоции, но он не в силах выразить чувства словами. Люди всегда имеют возможность договориться, прийти к мирному соглашению, компромиссу. Иной выход, как говориться: «Не нравится – отойди». В Англии, например, тема дуэль – очень редкое событие. У Байрона не встречается ни одного поединка. Однако в России мужчины с детства стремятся стать меткими стрелками и гордятся своими ужасными победами. Стрелялись все, рассказ о молодом человеке неминуемо сопровождался деталями его дуэльной практики.
Когда Ленский вызывает Онегина на дуэль, то выбирает в секунданты Зарецкого – прообраз Толстого Ф.И. – известного современника Пушкина, картёжника, балагура и дуэлиста. Покончив с Ленским творческий гений Пушкина решает судьбу подобных Толстому людей. Онегин выбирает в секунданты своего слугу, демонстрируя пренебрежение к дуэли, однако честь Евгения оскорблена. Его обвинили в предательстве дружбы. Он желает проучить Владимира. Решительным действием Александра Сергеевича в борьбе с грехом свершится уже не на бумаге, а в реальной жизни. Это попытка расправы с Геккерном и Дантесом. Причина – желание Геккерна, после усыновления последнего был «заинтересован в ухаживании Жоржа за женщиной замужней – это не могло кончиться женитьбой и не оторвало бы «сына» от «отца». Вскоре, испугавшись, гомосексуалист задумал как можно скорее женить «сынишку». Тогда выплыл брак с Екатериной Гончаровой» 15. Если бы люди прислушивались к зову души, а не плоти жизнь была бы легче, не возникало многих вопросов и проблем.
Перед смертью Пушкина творился беспорядок и царила безнравственность и несправедливость. В ноябре 1836 года распространяются слухи о том, что у Дантеса, представителя голландского дворянства существуют отношения с Натальей Гончаровой и что он, собирается жениться на её сестре, спасая репутацию возлюбленной. Пушкина переполняют дуэльные настроения. Даже Николай I участвует в сложившейся ситуации. Государь, «как бы теперь не камуфлировали это различными логическими построениями, не прочь был избавиться от поэта. Независимых людей при дворах не выносят – их иногда только терпят. Скандал в случае дуэли обещал разразиться настолько серьёзный, затрагивающий иностранцев»16. Император взял с Пушкина клятву «не драться» и продолжать творческую деятельность. Выходит в свет четвёртый том «Современника», Пушкин работает над «Словом о полку Игоревом» и, в последних числах декабря, издаётся миниатюрная версия «Евгения Онегина», обещающая быть небезвыгодной. 10.1.1837 Дантес женился на Екатерине Гончаровой. 17.1.1837 – собрание у Дантеса, который открыто флиртует с Натальей Николаевной. Катрин направляет на них свой ревнивый взгляд, а Пушкин тем временем был серьёзно влюблён в Александрину Гончарову, которая «по всем правилам кокетничает с ним». Александр ревновал свою жену из принципа, а своячницу «почувствовал». 24.1.1837 – днём происходит свидание Дантеса и Натальи на квартире у Мещерских, при том, что вечером назначен светский приём, на который приглашены все друзья, включая супругов «влюблённых». Дантес заявляет, что если Наталья не полюбит его, то он покончит жизнь самоубийством. Невероятная глупость винить девушку в собственной распущенности. С богословской точки зрения, происходящее не поддаётся никакому оправданию. Отрадно было бы желать, что Наталья столь безрассудным образом отстаивала честь своей семьи. 25.1.1837 – Натали открывается Пушкину. Говорит, что вежливо отказала домогающемуся к ней Дантесу. Вечером в дом заявляется Геккерн с письмом к Наталье Николаевне от Дантеса. Пушкин «спустил его с лестницы». 26.1.1837 - Дантес получает письмо Пушкина, где Геккерн назван «сводней и подлецом» и решил вызвать Пушкина на дуэль за оскорбление достоинства. Вечером на балу у Разумовских Пушкин немного встревожен. Данзас соглашается быть секундантом Александра. 27.1.1837 утром обсуждали детали дуэли у Данзаса. В 17:00 состоялась дуэль близ дачи Одоевских. Дантес стрелял первым. Пуля серьёзно поранила желудок. Ответным выстрелом, символизирующим желание неминуемой мести, был ранен Дантес. Пуля попала в пуговицу на сюртуке и предохранила его. Дома Пушкин просил Наталью не винить себя ни в чём. В дом поэта, умирающего от внутреннего кровотечения приходили его друзья, Наталья дежурила у дверей его комнаты день и ночь. Через два дня после дуэли Пушкина не стало. Словно наваждение снизошло на семью Пушкиных. За два месяца, благодаря царившему в стране и сердцах людей беспорядку «сгорела» на небосклоне звезда поэта. Перед дуэлью Пушкин написал письмо императору, в котором просил прощение за нарушенную клятву и сердечно просил попечительства жене и малолетним детям. Император благословил поэта, смиренно встретил покаяние поэта и отметил, что Александр Сергеевич умирает настоящим христианином. За три дня было продано более 4000 экземпляров «Онегина». Этот рекорд продаж побил только Карамзина с его «Историей Отечества». Наталье Гончаровой была назначена приличная пенсия, а сыновья устроены в пажеский корпус. Она уехала в Калужскую область и очень скучала по своим друзьям. Так, ради нескольких часов славы, допущенной Натальей, была поставлена на карту судьба великого человека. Дантес и Екатерина покинули Россию. Катрин очень извинялась перед сестрой за то, что согласилась выйти замуж за этого иностранца и сыграла незавидную роль в судьбе Наташи.
Софья Карамзина отмечает, что Пушкин умер тихо, мирно, спокойно, постепенно. Однако в этой истории участвовал весь город. Заботы по устроению похорон взял на себя граф Строганов. Дом Пушкина принадлежал к приходу Исаакиевского собора и хоронили его соответственно при этой церкви. «Билеты приглашённым были разосланы без всякого выбора; Пушкин был знаком почти целому Петербургу; дипломатический корпус был приглашён потому, что Пушкин был знаком со всеми его членами» 17. Следует заметить, что «злая судьба» от которой погиб поэт отражается в окружающем его обществе. В целом «высший свет», как будто бы существующий для того, чтобы испытывать и уничтожать людей, был враждебно настроен к Пушкину. За «песни вольности» Пушкин в Англии, например, удостоился гораздо большего почёта.
Судьба поэта по красочности и глубине событий не идёт ни в какое сравнение с историей героев Евгения Онегина. Объединяет повествования – преступно короткая жизнь, которую могут прожить люди, мотив рокового и фатального человека, принявшего смерть в расцвете сил. Неспособность сберечь себя, поражение в эволюционной борьбе за выживание, бесконечное стремление отстоять свою точку зрения, добиться того, чтобы быть вызванным на дуэль – это скверное, честолюбивое и не богоугодное дело. Безусловно, смерть происходит сознательно. В иной ситуации оскорбляется достоинство почившего победителя и сверхразумного гения. «Если гений есть благородство по преимуществу, или высшая степень благородства, то он по преимуществу и в высшей степени обязывает» 18. Можно предположить, что автор никогда не видел тех образов, которые создавал в произведениях, не испытывал их чувств, однако идеи его поэтического вдохновения оказались в той или иной мере пророческими, для судьбы самого поэта. Термин- эсхатология, в богословии означает учение о будущих временах, о создании нового, верного Богу человека. Необходимость жертвенного образа, средством для перехода на новый уровень развития, свойственна христианству начала нашей эры. С моей точки зрения идеал существования в наши времена – жизнь без жертвы и греха, единство в многообразии, согласие, единение в молитве, мир и деятельный покой. По мнению Владимира Соловьёва в Пушкине заключался вдохновенный жрец Аполлона и «ничтожнейший из ничтожных людей мира», способных к раздражённости, гневу, несдержанности, стремящийся покончить с ненавистным врагом. Он был «невольником чести». Эта двойственность порождала сомнения и обнаруживалась постепенно.
«Развитие дуэльной темы у Пушкина показывает невозможность для поэта поделить людей на безусловно правых и виноватых. Это в творчестве, а в жизни Пушкин всеми силами устремлён к поединку. Мучительные вопросы – имеет ли дуэль право на существование? Оправдана ли между людьми такая вражда? – до конца жизни оставались для Пушкина открытыми» 19. После дуэли Пушкин проводит три дня в блаженном расположении духа. Его не беспокоит ничего, он смиренно прощается с жизнью. Евгений Онегин, оставшийся чудом в живых тоже меняет свой мировоззрение. Он больше не холоден и расчётлив, но целеустремлён, обременён нелёгким опытом, вернувшийся к «резвой жизни». Исчезла та часть человека, которая «волнует душу неодолимой страстью». Кстати, Пушкин перед смертью даже сумел простить Геккерна, чтобы оставить все материальные мысли здесь, на земле. Увидев просветлённое лицо поэта после смерти, Жуковский заметил, что никогда не видел подобного выражения лица у поэта. Трудно было представить какие слова сказал бы Пушкин, но очевидны были те слова, которые бы он не сказал. Идолопоклонство – страшный грех, когда человек строит себе иллюзию и сказку и готов на любые жертвы ради достижения этой «крупицы счастья». Эта черта характера, как правило, губительна. Мы – песчинки в океане жизни и неспособны управлять миром. Последние слова поэта не выражали бы чаяния на свою судьбу, но благодарность за прожитые годы. Всему своё время и определённый Высший смысл! Подобно тому, как один раз в год Божественный огонь нисходит в Храм Гроба Господня в Иерусалим, преобразуя энергетические потоки господствующие во Вселенной, так же свершается судьба над каждой отдельной личностью. Наша помощь может заключаться главным образом в бесконечной вере, милосердии и сострадании к судьбе ближнего. В романе «Евгении Онегине» есть ясное указание на то, как далеко был бы поэт от безразличия, если бы ему пришлось убить на дуэли хотя бы ненавистного и презренного врага. Убийство оставило бы в душе поэта пустоту и осознание совершённого греха, осознание незавидной роли и прискорбного назначения.
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.
ΧΧΧΙΙΙ, 288
Заключение
Произведение Пушкина «Евгений Онегин» затрагивает актуальные на сегодняшний день вопросы. Всё произошло именно так, как должно было произойти. «На всё Воля Бога!» Верующий человек ничего не боится ибо он надеется на Всевышнего – Создателя всего сущего, который знает о каждом помышлении, о грехе. Ничего не утаится от Творца. За каждую скверную мысли последует возмездие. Воля Его безгранична, но одновременно бесконечно воздаяние за преступное поведение. Спасти грешника способно только искреннее раскаяние в содеянном и умышленном, обращение на праведный путь. Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом о том, как дальше жить, правильно ли его поведение по отношению к окружающему миру, а уж если случиться беда, то тем более, необходимо задуматься о причине поражения, которая вероятно скрывается в собственной ошибочном мировоззрении. Великие писатели, драматурги, поэты, богословы и другие деятели искусства призваны, чтобы помочь человеку в этом выборе, в работе по искоренению ошибок. Чем ярче и смелее будут представлены назидательные образы, без утаивания этических норм, тем, вероятно меньше будет греха, а следовательно - горя. Тогда наступит Царство Небесное, которому не будет конца и люди забудут о плохом, исполнятся Любовью и будут заняты только самосовершенствованием и плодотворным трудом.
Одним из значимых явлений монастырской культуры пушкинского времени является Серафим Сорофский. Являясь пророком благочестивой, мудрой, отстранённой от материальных благ жизни, Святой всеми силами души стремится помочь всем людям на земле обрести гармонию в жизни во взаимодействии духовного и плотского начал. Совершенно отстранившись от светской жизни Серафим даже в мороз и стужу жил лесу в отшельническом уединении, он призывал людей главенствоваться Высшими Законами, взывал к Воле Творца. Известно, что Александр Сергеевич встречался с столь великим пророком аскетического и духовного мировоззрения, ощущал себя аскетом, восхищался подвигом Святого, старался воплотить подвижнические устремления в светской жизни. Однако, либо по причине невозможности сочитания монашеской уединённости с прелестями и соблазнами мирского бытия, или из-за того, что общество ещё не готово к подобным преобразованиям и идея некоего Богочеловечества является только безусловным идеалом эсхатологического будущего - судьба поэта, как и многих замечательных людей закончилась столь рано. Владимир Соловьёв назвал женитьбу Пушкина одним из родов аскезы. Единство и борьба противоположенностей в душе Пушкина олицетворяла борение между высшими монашескими идеалами и счастьем домашнего уюта, но одновременно между счастьем в супружестве и совершенствованием способности очагаровывать и производить впечатления на всех представительниц женского пола. Пушкин ощущал себя служителем муз, бесконечно жаждущим вдохновения. "Хотя не во всех случаях отношения с женщинами давали ему повод к апокалиптическим употреблениям, но везде выступает непримиренная двойственность между идеалом творчества и крайним реализмом житейских взглядов" - утверждает Соловьёв. Борение двух начал, светлого и тёмного, трагически отразилось на судьбе поэта. Ослеплёный гордыней, - это обычное чувство для гениальных людей, Пушкин теряет самообладание и выбирает для себя фатальый выход - смерть. Каждый человек в любую минуту своей жизни находится перед выбором - поступить тем или иным образом. Однако Пушкин решил увековечить имя, жертвуя жизнью. Произведение "Евгений Онегин" безусловно является глубоко религиозным. "Потомок негров безобразный" увековеил своё имя на многие сотни лет, касаясь в произведениях наиболее увлекательные стороны человеческой жизни.
Источники
1. Епископ Игнатий Бренчанинов. Слово о смерти. – М.:P.S., 1991. – 136 с.
2. Д-Троицкий А.М. «Клуб здоровья души». – М. – 2004 (не зарегистрированное в печатной палате издание). – 11 с. Источник так же находится в Интернет: http://www.healthysoulclub.ru/book.htm#book1 (Директория «Книги», глава «Введение»)
3 Смирнов А.А. Пособие по русской литературе для поступающих в ВУЗы. – 2-е издание. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – с. 50
4 Там же – с. 51
5. Макогоненко Г.П.«Евгений Онегин» А.С. Пушкина // Русская литература XIX века: Хрестоматия литературовед. материалов. - Сост. Азбукин В.Н., Коновалов В.Н.; под ред. Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1984. – 79 с.
6. Смирнов А.А. Пособие по русской литературе для поступающих в ВУЗы. – 2-е издание. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – с. 52
7. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина // Русская литература XIX века: Хрестоматия литературовед. материалов. - Сост. Азбукин В.Н., Коновалов В.Н.; под ред. Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1984. – 80 с.
8. Мейлах Б.С. «Евгений Онегин» // Русская литература XIX века: Хрестоматия литературовед. материалов. - Сост. Азбукин В.Н., Коновалов В.Н.; под ред. Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.
9. К истории создания шестой главы «Евгения Онегина» // Есипов В.М. Пушкин в зеркале мифов. – М.: Языки славянской культуры, 2006 – с.275
10. Благой Д.Д. «Пушкин-зодчий» // Русская литература XIX века: Хрестоматия литературовед. материалов. - Сост. Азбукин В.Н., Коновалов В.Н.; под ред. Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
11. Котелев В.А. Евангельский календарь пушкинского «Онегина» // Духовный труженик. А.С. Пушкин в контексте русской культуры. – Ред. Котельников А.А., Лебедев Э.С. – РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом) СПб.: Наука, 1999 – 59-60 с.
12. Там же - 64 с.
13. Там же - 66 с.
14. Серафим Слободской «Закон Божий». - НН, 2004. – 511 с.
15. Незаконченное расследование / 4 ноября 1836 – 10 января 1836 / 5 глава // Последний год в жизни Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. – Составление, вступительные очерки и примечания Кунина В.В. – М.: Правда, 1989 – 310 с.
16. Там же - 327 с.
17. Записка Жуковского В.А. № 37 // Друзья Пушкина. Переписка. Вспоминания. Дневники. – Составление, биографические очерки и примечания Кунина В.В. – М.: Правда, 1986 – 365 с.
18. Соловьёв В.С. Судьба Пушкина // Юность № 6. – Глав. редактор Дементьев А. – М.: Правда, 1989. – 57 с.
19. Волохонская Т.П. Дуэли Пушкина и его героев // Духовный труженик. А.С. Пушкин в контексте русской культуры. – Ред. Котельников А.А., Лебедев Э.С. – РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом) СПб.: Наука, 1999 – 66 с.
Библиография.
1. Библия. – М.: РБО, 2000
2. Друзья Пушкина. Переписка. Вспоминания. Дневники. – Составление, биографические очерки и примечания Кунина В.В. – М.: Правда, 1986
3. Д-Троицкий А.М. «Клуб здоровья души». – М. – 2004 (не зарегистрированное в печатной палате издание) http://www.healthysoulclub.ru/book.htm#book1 (Директория «Книги», глава «Введение»)
4. Духовный труженик. А.С. Пушкин в контексте русской культуры. – Ред. Котельников А.А., Лебедев Э.С. – РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом) СПб.: Наука, 1999
5. Епископ Игнатий Бренчанинов. Слово о смерти. – М.:P.S., 1991
6. Есипов В.М. Пушкин в зеркале мифов. – М.: Языки славянской культуры, 2006
7. Последний год в жизни Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. – Составление, вступительные очерки и примечания Кунина В.В. – М.: Правда, 1989
8. Пушкин А.С. Сочинешия в трёх томах. Том 2. – М.: Художественная литература, 1986
9. Русская литература XIX века: Хрестоматия литературовед. материалов. - Сост. Азбукин В.Н., Коновалов В.Н.; под ред. Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1984
10. Серафим Слободской «Закон Божий». - НН, 2004
11. Смирнов А.А. Пособие по русской литературе для поступающих в ВУЗы. – 2-е издание. – М.: Изд-во МГУ, 1994
12. Юность № 6. – Глав. редактор Дементьев А. – М.: Правда, 1989
Гостевая
|
|