Великие шедевры мирового кинематографа ХХ в.
Великие шедевры мирового кинематографа ХХ в.
Великое кино ХХ века, каким оно должно быть? Кино, как вид искусства, заставляющий смотреть фильмы, подобно тому, как мы наслаждаемся картинами эпохи Возрождения или то кино, где нам интересен просто захватывающий сюжет и нам хочется приятно провести наш досуг? Кино, которое как литература заставляет нас думать над судьбами героев, ища второй, третий, и еще Бог знает какой смысл в их поступках и поведении и пытливо разгадывать замысел автора: «Что же он той или иной коллизией фильма хотел сказать или выразить?». Или же мы ценим кино, лишь за то какие чувства оно может в нас вызвать: смех, сентименты, адреналин в кровь и при этом не о чем больше не думать? Понятно, что каждый смотрит то кино, которое ему нравится и которое он любит. Здесь уже конечно всё зависит от вкуса, культурного уровня, мировосприятия и интеллекта смотрящего. Хотя нельзя не согласиться и со словами Вольтера: «Хороши все жанры кроме скучного». И всё же…
В истории мирового кинематографа есть фильмы которые стоит посмотреть каждому, равно как каждому стоит всё-таки прочитать произведения классиков литературы (Толстого, Достоевского, Шекспира), дабы элементарно не остаться невеждой и профаном. Это фильмы, которые обычно рекомендуются к просмотру вне зависимости от того, что вы любите или не любите. Это фильмы, без которых кино не смогло бы претендовать на гордое звание ещё одного вида искусства, а останется просто лишь одной из сфер индустрии массовых развлечений. Это фильмы без которых нельзя понять сущность и смысл того, что мы называем киноискусством. Их стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, что кино – это не только «Гарри Поттер» и «Американский пирог», а что есть ещё и другое кино, более того, что именно это «другое» кино признается классикой жанра…
Возможно, что фильмы о которых далее здесь пойдет речь не всеми признаются и не все строго говоря являются лучшими фильмами всех времен и народов, качество которых традиционно измеряется количеством, полученных ими призов или цифрами кассовых сборов. Очень может быть и то, что не все из них являются и самыми важными для самого кинематографа, по которым в киношколах обычно преподают его историю. Зато почти все они стали главными фильмами своего времени, его фильмами-ориентирами. Фильмами, по которым узнаются те или иные типы кино, направления или жанры. Фильмы, которые стали приметой стиля эпохи их создания. Наконец фильмы, безусловно ставшие визитными карточками своих создателей.
А начиналось всё просто, с хрестоматийного 30-тисекундного Прибытия поезда, братьев Люмьер, который стал символом начала эпохи кино. Вспомните эпизод нашего известного фильма «Человек с бульвара Капуцинов», когда мистер Фёст (А. Миронов) впервые показывает диким ковбоям в салуне пленку с этим поездом. Вспомните их первую реакцию на приближающийся прямо на них с белого полотна поезд. Да они повскакивали с мест и начали палить по белому экрану. Кино изначально ориентировало зрителя на ответную реакцию, вызывая в нем определенные чувства или даже побуждая к действию. И какая разница, что это всего лишь прибытие на вокзал Ла-Сиота, очередного поезда, важно только то, что здесь и сейчас, время, запечетленное в гранулах ежедневности. С приходом кино, реальность в определенном смысле умирает, отдавая себя вечности на потенциально бессмертной киноплёнке. Кино, как память того перрона, открытка из Петербурга: я и там был. Кино, как попытка остаться, остановить смерть.
Но так было лишь в самом начале: подобная романтика вскоре сошла на нет и на смену этому периоду примитивизма в кино, т.н. «сфотографированному театру» и поиску универсального языка уже в 20-е годы приходят первые сформировавшиеся к тому времени жанры здесь стоит назвать прежде всего такие работы, как Нибелунги, Ф. Ланга представляющий период мифологизма в кино, Носферату, симфония ужаса, Ф.В. Мурнау, открывший знаменитый вампирский стиль в кино. К абсолютным шедеврам, созданным в это время относят: Андалузского пса, Л. Бунюэля и Алчность Э. фон Штрогейма. И совершенно особое место в истории мирового кино этого периода занимают две абсолютно разные, но обе великие кинокартины: это Золотая лихорадка великого комика всех времён и народов –
Ч. Чаплина и конечно же шедевр нашего С. Эйзенштейна – Броненосец «Потёмкин», перевернувший все существующие на тот момент времени представления о том, как можно делать кино.
В 30-е годы золотой фонд мирового кинематографа обогатился такими шедеврами, как Аталанта, Ж. Виго, Набережная туманов, М. Карне, Дракула, Т. Браунинга, Окраина Б.Барнета, Великая иллюзия и Правила игры Ж.Ренуара и др. Однако вершиной десятилетия в истории кино стало выдающиеся детище, только набиравшего в это время свои обороты Голливуда, картина – Унесенные ветром, над которой работали аж четыре кинорежиссера и которая многими признаётся если не лучшим фильмом в истории кино, то по крайней мере самой выдающейся мелодрамой всех времён и народов.
Кинематограф 30-х характеризуется достаточной конъюнктурностью форм и сюжетов. Появляются штампы и стремление угодить настроениям и запросам в обществе, а главное власти.
40-е годы в галерее шедевров кино открываются Гражданином Кейном, Орсона Уэллса, где впервые был применен глубокий фокус с помощью которого открыли хорошо различимую, бездонную пустоту, которая производила на зрителя особое, невыносимо тяжелое впечатление. Десятилетие было отмечено рядом выдающихся европейских киноманифестов, заложивших основу концепции нового европейского стиля и киноязыка на несколько десятилетий вперёд. Рим – открытый город, Р.Росселини становится первым в этом ряду фильмов, который своим появлением на экранах не только возвестил о начале принципиально новой эпохи в истории кино, получившей название – неореализма, но и дал жизнь целой плеяде итальянских кинорежиссеров, определявших лицо европейского кинематографа более 30-ти лет. Среди подобных киноманифестов 40-х нельзя не упомянуть Третьего человека, К.Рида и Похитители велосипедов, Ч.Дзаваттини также ставшими программными работами своего поколения. Хотя не стоит забывать о том, что послевоенная Европа уже не могла серьёзно конкурировать с Голливудом, не только в силу своей послевоенной нищеты, но и в силу психологической ущербности. В то время как европейское кино постепенно возвращалось из хаоса к нормальной жизни, Голливуд с присущим только ему размахом, достигал все большей виртуозности в производстве «больших кусков пирога». Именно тогда иллюзия общности кинопроцесса дала трещину. Именно с этого времени Европа обречена снимать т.н. «высокохудожественное» кино и смотреть в сторону Голливуда с тихой ненавистью. Это привело к тому, что можно привести на наглядном примере: 30-е заканчивались тем, что жаждавший развлечений ещё молодой Хичкок уехал из Европы в Америку, а 40-е завершились тем, что ищущий больше искусства и уже матерый режиссёр Орсон Уэллс бежал из Голливуда в Европу.
50-е годы в истории мирового кино настолько плодовиты и многообразны, что их можно осветить лишь в очень конспективном режиме. Именно в 50-е годы начинает творить великий Ф. Феллини. Главными его фильмами этого времени становятся: Дорога, Ночи Кабирии и Сладкая жизнь. Ингмар Бергман,- великий философ от кино создает уникальные по своему стилю, содержанию и глубокому психологизму фильмы, отражающие внутреннюю борьбу человека со своими страхами, а также разрушение его личности: Земляничная поляна и Седьмая печать – являются здесь центральных картинами в творчестве Бергмана, коих у него к слову около 70-ти. Ж.-Л. Годар – создатель французской «Новой волны» в кино дебютировал фильмом, который тогда еще не додумались назвать словом «культовый», а сейчас несомненно так и сделали бы. Его киноманифест На последнем дыхании стал символом нового, молодого поколения. В Америке же подобным символом в кино, в эти годы становится фильм Н.Рэя, Бунтовщик без причины – трагедия о подростках в равнодушном к ним обществе. А также В порту, Э.Казана, ставший для его режиссера больше, чем просто этапным фильмом и вылившимся в целую киноисповедь, посвященную своему более чем неприглядному поступку в жизни. Летят журавли, М. Калатозова по достоинству был оценен не только жюри Каннского кинофестиваля 1959 года, но и по глубине и достоверности чувств, показанных в картине вошёл в один ряд с «Унесёнными ветром». Такие фильмы как: Пепел и Алмаз, А.Вайды и 400 ударов, Ф.Трюффо, также бесспорно признаются абсолютной классикой в истории Европейского кино 50-х. Нельзя не сказать о стремительно развивающимся в эти годы Японском кино и его главном классике – Акире Куросаве, который как раз снимает главные для всего мира свои фильмы – Расёмон и Семь самураев.
На рубеже 50-60 гг. и всё последующее десятилетие в кино (по больше части, конечно в американском) получает развитие т.н. «Большой имперский стиль», который характеризуется прежде всего следующими свойствами: историческим содержанием фильма, эпичностью замысла, монументальностью форм, большим количеством массовых сцен. Такие киноэпопеи как правило не относят к «чистому искусству» в кино, но нельзя не признать за ними подобный повествовательный масштаб, базирующийся в таких случаях на основе обычно сложноснимае- мых литературно-художественных источников. К таким картинам можно отнести следующие кинополотна: Бен Гур, У.Уайлера, Спартак, С.Кубрика, Клеопатра, Дж.Л.Манкевича, Война и Мир, С.Бондарчука.
В 60-е годы Европейское кино входит полностью зарекомендовавшим себя, как элитарное и позиционирует свой интеллектуализм во всем мире, как закрытый для широкой массовой киноаудитории. В это время весь цвет Европейской кинорежиссуры каждый год выпускает по 1-2 фильма, становящихся очень скоро киноклассикой: 81/2 – Ф.Феллини, Приключение - М. Антониони Рокко и его братья – Л.Висконти, Дневная красавица - Л.Бунюэля, Жюль и Джим - Ф. Трюффо, Фотоувеличение, снова М. Антониони, Мужчина и женщина – К. Лелуша и др. Лучшие свои фильмы по мнению многих именно в эти годы создает великий А.Хичкок - Психоз и Птицы. Наконец, настоящим откровением для всей мировой кинокультуры, явился наш отечественный кинематограф, давший миру в 60-е гг. имя А.Тарковского, чей Андрей Рублев, созданный именно в это десятилетие заслуженно входит в число лучших кинокартин всех времен.
В США всплеск новых идей в кино приходится на конец десятилетия, в это время на Западе выходят фильмы в корне изменившие лицо американского кино – Выпускник, М.Николса, 2001:Космическая одиссея, С.Кубрика, Ребёнок Розмари, Р. Поланского, Полуночный ковбой, Дж.Шлезингера, Беспечный ездок, Д.Хоппера.
В 70-е гг. лицом американского кинематографа (да пожалуй, что и всего мирового) становится великий американский кинорежиссёр итальянского происхождения Ф.Ф.Коппола поставивший в это десятилетие, как минимум два своих самых масштабных и значимых киношедевра в истории Голливуда: Крестный отец (вылившийся впоследствии в монументальную кинотрилогию) и Апокалипсис сегодня. Обе картины стали абсолютно знаковыми (во всяком случае для Америки) и пожалуй обе лучше других выражают менталитет и систему ценностей американского народа. Среди других выдающихся кинотворений в США этих лет навсегда останутся в памяти кино, фильмы изменившие сознание американцев, и лицо всей американской киноиндустрии и кинокультуры в целом: Кабаре, Б.Фосса, Китайский квартал, Р.Поланского, Пролетая над гнездом кукушки, М.Формана, Таксист, М.Скорсезе, Манхэттен, В.Аллена…
Европейский кинематограф данного десятилетия отмечен прежде всего тем, что к уже известным миру трём титанам итальянского кино: Феллини, Антониони, Висконти, присоединяется четвертый – Б.Бертолуччи, который окончательно закрепляется в классиках кино, благодаря двум своим великим кинопроизведениям этого периода: Последнее танго в Париже и ХХ век. Также создают самые значимые киношедевры в своем творчестве: Л.Висконти – Гибель Богов и М.Антониони – Профессия: репортёр. А наш А.Тарковский в это время уже снимает своё Зеркало – самый формальный и личный фильм, в котором пожалуй выразился высший смысл его т.н. энигматического искусства.
Наконец именно в 70-х открывается эра пресловутых блокбастеров: Челюсти, С.Спилберга и Звёздные войны , Д. Лукаса, открывают научно-техническую страницу в истории кино, которая вдобавок сопровождается развитием с гиперскоростями всё новых и новых спецэф- фектов.
Начало 80-х годов ознаменовалось выходом последних киношедевров в жизни и творчестве таких выдающихся мастеров, как: Р.Фасбиндера – Замужество Марии Браун, Ф.Трюффо – Последнее метро, И.Бергмана – Фанни и Александр, С.Леоне – Однажды в Америке. Символом же нового кино стал фильм Югославского киновундеркинда Э.Кустурицы – Когда папа был в командировке. Именно в этот период В.Вендерс и Б. Бертолуччи, снимают фильмы, признанные вершинами в их творчестве соответственно: Небо над Берлином и Последний император. Отечественный вклад в мировой кинематограф в это десятилетие был внесён А.Германом и его как всегда тяжелым кинопроизведением – Мой друг-Иван Лапшин.
Наконец совсем не случайно самыми главными и программными фильмами уже в 90-х гг. становятся фильмы, отличающиеся именно абсолютно новым, доселе и не помышлявшемся в пределах кино уровнем жестокости и насилия, причем теперь все это зло облекается в определенную концептуальную форму: Молчание ягнят и Криминальное чтиво стоят первыми в этом ряду фильмов, которых потрясли мир новой кинореальностью: достаточно страшной и циничной, где самым важным является - донести мысль до кинозрителя, а уж каким образом и с привлечением каких средств его создателю уже было не столь важно лишь бы это смотрели и желательно смотрели с адренали- ном в крови…
Отчасти ещё и по этой причине, без всяких скидок, несомненно лучший фильм-катастрофа в истории кино - Титаник, Дж. Кэмерона стал более предметом «масскульта» и своеобразным кинототемом 90-х, нежели смог занять так пестуемое для него продюсерами место чуть ли не в тройке главных киношедевров всех времен и народов.
Европейское киноискусство в 90-х отметилось последним по-настоящему большим киностилем ХХ века, ставшим принципиально новым явлением в кинематографе и получившим название - Догма-95, а её создатель и идеолог - Ларс фон Триер, позиционировал себя, как главный апологет независимого кино в мире. Главными художественными особенностями этой концепции кино стали: ручная дрожащая камера, рваный монтаж и т.п. А наиболее ярким и полным образом все эти качества выразились у Триера в его знаменитой кинотрилогии о мученницах-грешницах, последним третьим фильмом, которой стала выдающаяся по художественной мощи картина датского киноклассика – Танцующая в темноте, которая фактически и закрыла историю мирового кинематографа ХХ столетия, в своем развитии.
Такой мне представляется история кино в лицах, а точнее в его самых значимых шедеврах ушедшего века.
* * *
Напоследок позвольте дать один простой и незатейливый совет: смотрите побольше хорошего и умного кино и делайте выводы. И тогда может быть этот мир чуть-чуть изменится в лучшую сторону.
Проголосуйте
Текущая:
Понравилась эта страница? Дайте побольше звезд. ?
|
Вы считаете, что эту страницу тяжело найти? Если да, то присвойте собственные теги(ключевые слова).
|
Прикрепить!
Это фотографии или видео с выступлений? (Концерта)
Выберите эту страницу нажав
тут
Затем найдите мероприятие и нажмите здесь.
|
Вы никогда больше не потеряете эту страницу,(видео, композицию). Эта страница всегда будет доступна Вам через Ваши фавориты.
|
В гости к Anton смотреть профиль, анкету?
Хотите вернуться на первую страницу этого участника?
|
|
Гостевая
|
Большое Вам Спасибо, Уважаемая nibelung, за такой, весьма лестный и приятный мне, как автору, отзыв! Между тем, данному тексту, вот уже, почти 4 года (Я сейчас вспомнил, с каким азартом и энтузиазмом, я сочинял вэтот текст, для одного из семинаров, по истории мировой культурыы, на 2-м курсе!), и сам я, давно и далеко не самого высокого мнения, о своем скромном опыте - такой наивной в чём-то определенно романтической попытке "объять необъятное", т.е. изложить историю кинеематографа, сквозь призму, его, т.н. "главных" фильмов! И во многом, статья отражает некоторый инфантилизм и определенный дилетантский подход... Во многом, она, элементарно, субъективана и достаточно примитивна...
Еще хочется отметить, что помимо моего, на процентов 75-80% авторского сочинения, тем не менее, в ткань данных размышлений, были достаточно безболезненно, но с пренебрежением к различным авторским правам, :) были вплетены, то там, то сям, разбросанные выдержки и фрагменты рецензий и рассуждений, именитых кинокритиков, а если говорить конкретно то в статье, мною были использованы некоторые мысли и отдельные красивые речевые обороты из текстов-рецензий: собранных в Путеводителе журнала "АФИША": "КИНО. 365 главных фильмов всех времён и народов" (приложение к журналу "Афиша на две недели". №23, июнь, 2002 г.) Москва, 2002 г.
И всё-таки, я думаю, что имею некоторое моральное право утверждать, что данное издание рецензий о кино, было для меня, скорее источником вдохновения, для написания статьи, нежели удобной шпаргалкой, в которую можно было, частенько заглянуть и что-то подсмотреть! :)
Но несмотря, на такую самокритичность и здоровый, с годами окрепший, скептицизм, этот мой очерк, остается, для меня, едва ли не любимейшей моей творческой работой, ( коих, к слову сказать, у меня не очень-то и много! :) ) Наверно всё оттого, что данная работа писалась мной, с большой искренностью и энтузиазмом! И я смог вложить в нее, в свое время кусочек своей души! И могу этим, с полным основанием и без ложной скромности, гордиться! Потому как, всё то, что там написано – было написано с Любовью .. и даже в чем-то, с нежностью и трепетом! )
|
|
Наиболее полная и содержательная статья о мировом кинематографе,мои ученики будут завтра в шоке.надеюсь Ваша и моя работа произведёт на них впечатление
|
|
|